002046 - шаблон joomla Скрипты

Звоните: (383) 263-03-73

Как доказать реальность сделки, если Ваша компания приобрела товар через фирму-однодневку

Опираясь на перечень признаков «однодневок», налоговики проверяют, подпадает ли под них какой-либо контрагент компании. Дополнительно контролеры могут представить протокол допроса, в котором лица, подписавшие с Вами контракт, отказываются от своих подписей. На следующем этапе под сомнение поставят обстоятельства совершения сделки: например, зададутся вопросом, могла ли сторона выполнить взятые на себя обязательства (располагает ли она персоналом, транспортом, помещением).
В результате компании доначислят налоги и значительные суммы штрафов и пеней.

Однако, даже в этом случае, ситуация не так безнадежна, как кажется.

Можно выделить три типа взаимоотношений с «однодневками». Перечислю их в порядке возрастания налогового риска.

  1. Компания не знает, что партнер – «однодневка». До проверки директор не подозревает, что поставщик не платит налогов. В этом случае все сделки реальны не только по документам, но и фактически.
  2. Компании известно, что контрагент – «однодневка», так как она сама его контролирует. При этом все товары, якобы купленные у «однодневки», существуют в действительности, но приобретались у сторонних поставщиков.
  3. Компания осуществляет заведомо фиктивные сделки по приобретению товаров, оплате работ, услуг. На самом деле все они существуют лишь на бумаге, то есть не реальны.

Первая ситуация не влечет для компании негативных последствий, если она проявила должную осмотрительность при выборе контрагента. Для этого надо перед сделкой собрать досье на контрагента: выписку из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов, подтверждение полномочий, копии паспортов лиц, подписывающих договор и т.д. (перечень необходимых документов утверждается регламентом).
А вот во втором и третьем случае ей могут доначислить налоги. Если Вашей компании предъявлены обвинения в связях с «однодневкой», задача юристов – доказать, что взаимоотношения с ней строились по первому варианту.

Базовое подтверждение реальности договора – первичные документы Вашей компании и контрагента, имеющие все необходимые реквизиты. Если «первички» нет, оспаривать претензии очень тяжело.

Соберите документы, которые подтверждают реальность сделки:
Копии договоров поставки, накладных, карточек учета. Если это сырье, нужно иметь документы об отпуске его в производство. Если речь идет о товарах, то реальность их существования докажет факт последующей перепродажи.
Поскольку все документы оформлены правильно, у налоговиков нет оснований делать вывод о недобросовестности предприятия. Кроме того, контролеры должны представить доказательств, что предприятие знало или должно было знать о том, что продавец – «однодневка».
Фотографии, демонстрирующие, что товары, купленные у «однодневок», используются.
Воспользоваться этим способом можно и когда речь идет об оказании Вашей фирме услуг или выполнении для нее работ (например, по погрузке-разгрузке или монтажу). Многие крупные строительные фирмы периодически выкладывают подобные фото на сайтах. В случае осуществления скрытых работ постарайтесь сами сфотографировать объект несколько раз во время процесса, а также по окончании работ. Это поможет доказать необходимость работ, связав их с общей деятельностью организации.
Выписки банка, подтверждающие оплату товара по договору. Она докажет, что деньги действительно были получены Вашим контрагентом. Вы можете договориться с партнером и составить акт сверки взаимных расчетов.
Существование товара могут подтвердить документы третьих лиц. Например, если спорный товар хранился на складе сторонней фирмы. Выданные ею складские документы подтверждают реальность поставки.
Налоговики обычно проверяют движение товара, направляя запросы производителям или таможенным органам. Следовательно, наличие у Вашей компании каких-либо документов, полученных из этих организаций, будет полезно.
Реальность оказания услуг подтвердят материалы, присланные исполнителем. Это могут быть данные презентаций, переписка по электронной почте.
Еще одним доказательством может быть реальность деятельности «однодневки». Контрагент, возможно, активно действует на рынке (хотя и не платит налоги). Это подтверждается его рекламой в СМИ, рекомендациями партнеров, а также совершенными им общехозяйственными расходами (например, оплатой аренды офиса или коммунальных услуг, выплатой зарплаты).
Подтвердить существование «однодневки» могут и показания свидетелей, связанных с контрагентом.

Если Вы поняли, что совершили покупку через «однодневку» и не хотите спорить с налоговиками, то попробуйте подстраховаться.

  1. Подайте в налоговую инспекцию уточненную декларацию с перерасчетом налоговых обязательств . Избежать штрафов удастся, если Вы произведете оплату недоимки и соответствующую сумму пеней до того момента, как подадите уточненную декларацию.
  2. К декларации приложите пояснительную записку. Укажите в ней, что взаимоотношения с недобросовестным партнером не были умышленными. Добавьте, что Вами приняты соответствующие меры. Однако в таком случае выездная налоговая проверка Вам гарантирована, поэтому в объяснении лучше написать, что Вы просто ошиблись в расчетах (на что имеете полное право).

Где собирать информацию о бизнес-партнерах:

  1. Изучите дела на сайте ВАС РФ (http://kad.arbitr.ru). Так можно выяснить, фигурировала ли компания как недобросовестный поставщик.
  2. Получите информацию на сайте ФНС России (www.nalog.ru); обратите внимание на рубрику «Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес» (http://egrul.nalog.ru). Она поможет узнать, не дисквалифицирован ли руководитель контрагента, не отказался ли он ранее в суде от факта руководства этой организацией и т. п.
  3. Проверьте реестр недобросовестных поставщиков, который ведется ФАС России (http://rnp.fas.gov.ru).