002046 - шаблон joomla Скрипты

Звоните: (383) 263-03-73

Стили руководства коллективом

18 марта 2015

Между собственником компании и её сотрудниками  неизбежен  конфликт интересов:

  1. «Своё- чужое». Для собственника все в компании - личное, а для остальных- «ничье». Поэтому сохранность активов, порядок (в широком понимании) не являются для сотрудников основополагающим правилом.
  2. «Разные цели». Собственник заинтересован в максимальной прибыли, а работники – в максимальной  оплате труда и комфортных  условиях  работы.
  3. «Классовая неприязнь» вызывает зависть.

Однако, так ли «плох» собственник? На самом деле, собственник любого бизнеса более социально ориентирован, чем наемный работник. Открывая бизнес, он взял на себя ответственность не только перед своей семьей, но и перед  семьями своих сотрудников. Он дает людям работу! Успех взаимовыгодного сотрудничества собственника и наемного персонала, во многом зависит от руководителя компании.

Стиль руководства бывает авторитарным, доверительным и поверхностным.

Авторитарный стиль руководства сразу показывает «кто в доме хозяин». Сотрудники быстро к нему привыкают и адаптируются. Их главная задача –«не попасть под горячую руку».

Они как «собака Павлова» ,  делают лучше то, за что больше «прилетает».

Минусы такого руководства очевидны:

  1. Авторитарность становится стилем работы и руководителей подразделений. Портится атмосфера в коллективе, сотрудники тратят время на обсуждение  конфликтов. Как следствие - плохие результаты работы каждого и компании в целом.
  2. Чрезмерная эмоциональность таких руководителей зачастую приводит к уходу хороших  кадров. Не каждый человек с чувством собственного достоинства, ответственный и честный, будет терпеть «наезд»  руководителя по делу или без.
  3. Несет в себе хаотичность. Пока все кидаются на решение одной проблемы, назревают новые.
  4. Губит в сотрудниках инициативу и желание развиваться.

Поверхностный стиль руководства свойственен наемным руководителям  при отсутствии должного контроля со стороны собственника. Руководитель расслабляется, замыкается на решение личных дел, а бизнес катится по наклонной. Последствия бывают необратимыми.

В случае, когда собственник сам является руководителем, может наступить момент усталости и потери интереса к процессу управления. Главное в этой ситуации -  вовремя понять своё состояние  и подготовить себе замену в качестве руководителя. В любом варианте, коллектив как «дитя без глаза» уже не работает, а  решает свои проблемы за счет компании.

Лучшим стилем руководства, на мой взгляд, является четкое распределение обязанностей и ответственности и высокий авторитет руководства компании. Именно в таких компаниях – доверительный стиль  руководства. Такие организации есть, но их в России мало. Попасть в такую компанию не просто. Сами сотрудники, как правило, не увольняются, а новые появляются только при расширении бизнеса, причем, на освободившиеся места при повышении уже работающих. Почему так происходит?

  1. Ясность во всём. Лишних вопросов не возникает, никто не отвлекается от работы и не отвлекает других.
  2. Четкие регламенты ставят всех в равные условия.
  3. Как правило, существует аттестация рабочих мест.
  4. Высокие зарплаты становятся реальностью. Порядок всегда порождает разумную  экономию и появление резервов для её повышения. Зарплата привязана к результату работы каждого и поэтому сама компания процветает.
  5. В решении вопросов все придерживаются утвержденной организационной структуры, «через голову» не прыгают. Главный руководитель лично не общается со всеми сотрудниками, только с руководителями направлений - центров ответственности. Документы подписываются руководителем организации только после наложения визы ответственного подчиненного (один из наиболее важных элементов внутреннего контроля).
  6. На уровень заработной платы существенное влияние оказывает уровень ответственности за принимаемые решения. Главный руководитель  ведет компанию к цели и отвечает за всё. Остальные – помогают её достижению. Работают «не за спасибо» и несут ответственность за принимаемые решения.
  7. Любое принятое решение на всех уровнях руководства обязательно фиксируется документально. Самый распространенный  пример – визирование  заявления на отпуск сотрудника. Именно непосредственный руководитель берет на себя ответственность по выполнению задач в период отсутствия сотрудника.